Зиновий Элентух, инженер
«Запомни, хуже уже быть не может, будет только лучше»

О смерти Сталина я узнал на работе. Я работал в КБ, почтовый ящик № 31, я специалист по радиолокации. В 1952 году я окончил МВТУ им. Баумана с красным дипломом, у меня ни одной четверки не было. Нас распределяли — и меня послали в город Белово, это в Кузбассе, на завод, где сопротивления делают, то есть вообще не по специальности. Я стал ходить в министерство и спрашивать, нет ли другого места. В это время стали гражданские заводы переоборудовать в военные. Лианозовский вагоноремонтный завод преобразовали в радиолокационный. И директор этого завода в это время искал себе сотрудников: встретил меня в министерстве и взял к себе. Там у нас «еврейское царство» образовалось. Он подобрал хороших специалистов и берег их. Нам удалось создать завод и КБ при нем. Нас там не трогали — потому что нужны были.

Так вот, я пришел на работу и узнал о смерти Сталина. У меня был старший приятель — Залман Давыдович Тейтельман. Я тоже верил, что Сталин друг народов. Я спросил этого своего приятеля: «Что-то будет?» Он ответил: «Запомни, хуже уже быть не может, будет только лучше».

Мама моя Сталина ненавидела — мой отец ведь сидел. Но она была очень разумная женщина — и замотанная жизнью. Она, конечно, ничего никогда нам на эту тему не говорила, я мог только догадываться, что она думала и чувствовала. Ни на какие похороны я не пошел.

Зиновий Соломонович Элентух (р. 1921), инженер

Подготовила Мария Майофис